Много лет назад, хотя по правде, не так уж и много, джунгли Борнео были под властью нескольких племен. Некоторые из них агрессивные, другие не очень, но практически все любили отрезать головы. Такая местная традиция. Не отрезал голову, значит, не жил на Борнео.
Горные обитатели Борнео были более агрессивные – они рубили головы направо и налево, предварительно плюнув во врага отравленной стрелой из бамбуковой «плювалки». Приморские племена были менее агрессивные – они рубили головы только в качестве наказания за кражу или за какой-то серьезный проступок.
Но так или иначе, все племена между собой периодически ссорились и воевали, поэтому и жилища и быт племен был сконструирован таким образом, чтобы враги не навредили бы семьям и домам. Кроме того жителям острова, покрытого джунглями, приходилось не забывать и о других соседях, которые жили на Борнео: животных, змеях, крокодилах и других прелестных обитателях Калимантана. Так они и жили себе спокойно до тех пор, пока султан Брунея не решил сдать Сабах в аренду англичанам.
Англичане же, уже по ставшей их национальной традиции, стали превращать дикие племена в порядочных людей. Конечно, британцам многое удалось изменить на острове, а в последствие и в малазийской власти со всей их нефтью и исламом. Особенно сейчас, катаясь по Сабаху, приходится себе все время напоминать, что это то самое Борнео.
Хорошие дороги через горы и джунгли, везде знаки дорожного движения, все следуют правилам, почти как во Флориде, а в какой-то Богом забытой деревне в горах на въезде красуется KFC. Но, все-таки остались еще деревни, живущие по законам джунглей. Головы они уже, правда, не рубят, но все еще живут в длинных жилищах и строят свой быт в соответствие с племенными особенностями.
Это я все к тому, что мы-то как раз не увидели прям настоящие племена (надеюсь пока). Зато съездили в туристический аналог – этакое легкое туристическое культурное знакомство с идеализацией племенной жизни – Mari Mari Cultural Village.
Что такое Mari Mari Cultural Village рядом с Кота-Кинабалу?
Mari Mari Cultural Village – это культурное собрание племенных деревень, которые проживали и проживают на острове. В парке можно сразу увидеть пять племен, походить по их жилищам, познакомиться с потомками, а так же поесть и выпить национальной пищи и напитков.
При этом все красиво, благородно, с элементами шоу, легко и весело для детей. Все гиды, обслуживающий персонал и актеры – это настоящие потомки племен, для них это возможность трудоустроиться и помочь своим семьям. Многие потомки уже давно не живут в подобных жилищах, они учатся в университетах, ходят на публичные работы и живут в квартирах с электричеством.
Путешествие в пять племенных деревень
Мы приехали в Мари Мари на арендованной машине.
Кстати, туры стоят намного дороже, чем приехать самостоятельно. Нам входной билет обошелся в 80 ринггит/взрослый (около 800 рублей), детям – бесплатно. В интернете мы видели цены 120 ринггит.
К нам присоединилась группа приезжих на микроавтобусе, видимо, с какого-то тура. Мы прошли по навесному мосту и погрузились в первую деревню.
Наш гид оказался из племени Дусун. Он рассказал, что его постоянно путают с китайцем из-за разреза глаз, но он ни слова не знает по-китайски, а в его племени такой разрез глаз не редкость. Дусун – как раз одно из тех племен, в котором рубили головы, чтобы наказывать воров и врагов, а потом подвешивали головы около жилищ, чтобы отпугивать других недругов.
У всех племенных домов есть общие особенности. Они все строятся на сваях. В большинстве из них есть отдельные комнаты для стариков, детей и женщин, а мужчины обычно спят в коридоре или у входа в жилище, чтобы постоянно быть на страже.
В одном из домов даже было естественное кондиционирование – крыша дома просто приподнималась и ставилась на бамбуковую палку, это позволяло потоку воздуха свободно циркулировать по помещению и создавать небольшой сквозняк. Женщины в племенах по силе не уступали мужчинам. Именно они поднимали тяжелые крыши, пока мужчины носились по джунглям в поисках еды и отрубая головы.
В некоторых домах комнаты девочек расположены на возвышенности, прямо под звездами потолком, чтобы сохранить женщин от посягательств. Один из самых интересных домов находился в иллюстрационной деревне Мурут – жилище тех самых агрессивных воинов, рубящих головы направо и налево. В одном доме сразу живет все племя, и если в иллюстрационном варианте комнат было всего десять, то в настоящем их может быть до пятидесяти.
Дом Мурутов – это длинное помещение, с одной стороны которого идут комнаты – спальные места для женщин, стариков и детей, а с противоположной – для мужчин. Посередине находится место для готовки и отдыха.
После удачной охоты или победы над врагами Муруты устраивали праздничное прыганье на бамбуковом полу дома. Это что-то типа нашего батута. Они все вместе весело скакали на бамбуковом навесе, сопровождая свои телодвижения криками. Кто-то веселясь танцует, а Муруты вот так прыгают.
Кстати, все племена не против выпить. Я бы сказала, что на фоне безалкогольной исламской западной части Малайзии, восточная часть в виде Сабаха на Борнео – это выпивохи.
Все племена делают свой алкогольный напиток из риса. Этакая рисовая самогонка.
Она различается способом обработки и временем настаивания – таким образом крепость и вкус изменяются. Например, не очень долго настоянная водка получается всего 15% и сладкой по вкусу. Дистиллированная, долго настоявшаяся уже намного крепче и ближе по вкусу к настоящей водке, около 40%.
Кроме водки у племен пользуется популярностью напиток из имбиря.
Для здоровья и ума, так сказать. Едят они все тот же рис, курицу и все съедобное, что пошлет матушка природа.
Во времена, когда отрезались головы, аборигены немного страдали каннибализмом, чтобы силушки вражеской себе забрать.
Муруты отрезанные сушенные головы хранили у себя в жилищах и передавали от дедов к отцам, от отцам к сынам. Считается, что мурут мог стать настоящим мужчиной и женится только после того, как принесет отрезанную голову врага. Так и бегали мальчишки по джунглям в поисках врагов, чтобы мужиками стать.
После принесенной головы новоиспеченному мужчине выбивалась на шее татуировка. Говорят, что до сих пор можно встретить пожилых мужчин с такими татушками. Когда у власти северной части острова стояли англичане, им ритуал отрезания голов почему-то не нравился, и они раздумывали, как бы так упростить ритуал превращения из мальчика в мужа. Загвоздка была в том, что по традиции никаким другим способом мальчишка не мог перевоплотиться. Но умные англичане поняли, как объяснить, что рубить головы не этично и противоречит канонам Церкви. Поймав главарей всех основных племен, англичане им поведали про этическую сторону вопроса, особо несогласных, правда, пришлось убить. Оставшимся ничего не оставалось, как упростить ритуал мужестановления.
Кстати, не только врагам рубили головы племена Борнео. Некоторые племена отрубали головы и животным, развешивая у себя в жилищах. Так они взаимодействовали с духами и сохраняли себя от зла.
Хоронили умерших некоторые племена совсем нестандартно. После смерти близкие убирали тело в большой кувшин и оставляли там до гниения. Когда появлялся запах, в кувшине проделывали дырку, и запах выветривался и то, что оставалось в кувшине продолжали хранить. Вместе с телом складывались ценные вещи, поэтому из-за страха воровства многие кувшины хранились прямо в домах.
Самое богатое племя – Баджао, торговавшее по морю, определенно отличается и по жизненному укладу от остальных.
В их домах больше ярких вещей, есть мягкие спальные места для молодоженов и много музыкальных инструментов.
Вот так мы гуляли из деревни в деревню. В каждом домике нас встречали представители племени. Некоторые не разговаривали по-английски и, кажется, даже по-малайски.
В доме Рунгусов нам показали, как добывался огонь из бамбука. А вы думали только трением камней его можно добыть? В другом доме показали нож, которым не только головы отрубались, но и охотились. У Мурутов даже дали поплеваться из бамбуковой “плювалки”, с которой охотились племена и выстреливали ядовитыми стрелами.
Кстати, перед приходом к Мурутам (это была последняя деревня) нужно было выбрать вожака стаи, главаря банды главного в нашей группе. Выбрали Костю, как самого высокого шутника. Он должен был приветствовать вождя Мурутов и сделать так, чтобы нам не отрубили головы. Так вот, Костя первое что сказал вождю, что привел ему еду☺ Все нервно посмеялись, но шутку поняли.
В конце было прекрасное представление с национальными танцами и обедом.
А еще нам показали новый вариант игры из моего далекого детства “в резиночку”. Помню, во дворе мы часто с девочками прыгали через натянутую резинку. Молодежь на Борнео же развлекалась прыганьем через бамбуковые палки.
Конечно, Мари Мари это туристический вариант знакомства с традициями Борнео. Но меня привлекло то, что, несмотря на туристичность, он близок к правде хотя бы потому, что организуют все это действо не китайцы и не люди с улицы, а настоящие потомки племен, знакомые с традициями и укладом жизни.
К тому же детям такой вариант определенно больше понравится, чем ехать в настоящую деревню, где вряд ли кто-то знает английский и вряд ли кто-то вас захочет развлекать.
Дема был доволен, он получил татуировку от полуголого дяденьки с татуировками, поел, попрыгал в деревянные резиночки, поскакал на бамбуковом батуте, поиграл с детьми из нашей группы и сбежал от преследовавшего его вождя Мурутов.
После посещения Мари Мари у меня осталось впечатление праздника и приятные воспоминания. Пусть и туристический вариант, но очень качественный.