Костя написал для блога текст про круги ада выбор и покупку машины в Израиле. В какой-то момент арендовать машину для нас стало совсем не выгодно, а перемещаться только на своих двоих, особенно с тремя уставшими детьми приключение, конечно, увлекательное, но уж очень выматывающее.
Покупка б.у. машины в Израиле дело не очень дешевое. Стоит не забывать, что к цене на сам транспорт прибавится еще множество мелких трат, которые складываются в довольно затратный результат. Поэтому планируя покупку лучше сразу заложить в бюджет эти моменты.
Первоначальный поиск вариантов
У нас было несколько требований к машине. Прежде всего бюджет был ограничен, мы искали вариант в диапазоне 40-45 тысяч шекелей. К самой машине из требований было: производство – не позже 2013 года, чтобы до нас находилась в пользовании не более «двух-рук», пробег до 80 тыс. км, эконом класс или вместительный седан, а лучше все вместе. Километраж и год были обусловлены тем, что шанс того, что машина будет битой или со скрытыми дефектами уменьшался.
Предназначение машины – езда по городу, с детьми по кружкам, врачам и по магазинам, делать выезды по стране – чувствовать себя свободнее. Участвовать в уличных гонках, взбираться по склонам гор или песчаных дюн и ездить по тропическим джунглям хотелось бы, но не планировали.
Определение нужного типа машины
Как таковых марок и моделей, которые соответствовали бы критериям отбора было не так много – вместительных седанов почти не было, даже простеньких, поэтому рассматривали любые. Можно было найти, конечно, и вместительные седаны, но порядок цен был уже выше, около 60 тысяч шекелей и выше или пробег свыше 100 тыс. км (еще была масса вариантов шестилеток и выше, с пробегами под 200 тыс. км). Эконом вариантов мы находили много, но и они нас не устраивали. Варианты типа Peugeot 107 или Kia Picanto нам не нравились. Мы брали такие модели в аренду в разное время и поняли, что для подросшей семьи они маленькие. Кстати, у Peugeot робот-автомат просто ужасный. Правда, один вариант из эконом класса нас приятно удивил -Mitsubishi SpaceStar, которую мы как-то брали в аренду. Поэтому из эконом класса стали рассматривать эту модель, благо такие попадались в пределах 40-45 тыс. шекелей.
Поиск вариантов
Основной сайт для поиска это yad2.co.il. Мы шерстили и варианты в разных группах фейсбука. Заходили на точки продаж к дилерам.
Можно выбрать разное количество фильтров, ссылку с настройками передавать кому-то, добавлять в «избранное» варианты, потом в отдельной вкладке уже просматривать отложенные варианты. Давать же ссылку кому-то на выбранный вариант не очень удобно, только в виде укороченного варианта для печати – в описании машины снизу нажать кнопку принтера, откроется окно с коротким описанием для печати, эту ссылку уже можно скинуть другому.
Скажем так, будет выглядеть ссылка для поиска по нашим параметрам, от 2013 года, до 40 тыс. шекелей, автомат, с фото, только с указанной ценой, до «двух рук» максимально, по всей стране (некоторые параметры можно изменить прямо в ссылке).
Для сравнения машин по характеристикам использовал сайт на Яндексе
Вот пример некоторых машин, которые были в результатах поиска.
Если с ивритом не очень, то можно использовать браузер chrome + расширение GoogleTranslate, которые можно настроить на автоматический перевод нужной страницы(лучше на английский), после этого сайт будет переводится сам, без лишних кликов.
Некоторые варианты были неплохими, но телефоны хозяев не работали. Другие были очень далеко и добираться за тридевять земель на множестве автобусов для просмотра машины было бы не очень удобно. В итоге мы нашли все же пару вариантов, и встал вопрос выбора – дорого, но более-менее новая Mitsubishi Space Star или недорого, но чуть старше заданного возраста Renault Fluence. Про француза слышали, что машина простая, но надежная, однако, с коробкой могут быть проблемы. Зато, очень понравилось, что она вместительная и с огромным багажником.
В группах на Фейсбуке мелькают разные варианты, от совсем убитых за 10 тысяч шекелей до почти новых за 80 тысяч. За две недели поиска мы нашли там только один интересный вариант, но там был свежий документ по техническому осмотру, в котором много было проблем и нам не хотелось рисковать.
Исследуя площадки разных дилеров, мы обошли несколько таких мест – от каких-то очень странных, где вместо офиса – сомнительного вида вагончик, подсобка с машинами за неадекватно высокие цены и большим пробегом, до средних и хороших, но с небольшим выбором машин. На одной из таких больших площадок было около 100 машин, там мы и нашли нужный вариант, после чего отказались от дальнейших поисков.
Осмотр
У дилера, к счастью, нашлась сотрудница Керен, которая говорила на английском и предложила за наш бюджет пару вариантов, которые мы и рассмотрели (Mitsubishi Space S– 52 тыс. км. – пробег, 3 года и Mazda 3 с пробегом 100 тыс. км., 2011 года).
Mitsubishi сразу понравилась, так как выглядела почти новой. Машины на площадке можно изучать, сколько хочешь и брать на тест-драйв, если интересует. Этим мы и воспользовались, облазили всю машину и просмотрели все, что можно. Понравился светлый, очень чистый салон без неприятных посторонних запахов, словно новый. Двери, стыки, мелкие детали-все было в отличном состоянии, даже без обычных потертостей, пятен и прочего. Немного было поцарапано место для магнитолы и какие-то потертости на торпеде, но это ерунда. Кузов заметно, что не красился, так как были обычные потертости, сколы, под ручками дверей – мелкие царапинки, которые образуются со временем, когда часто открывают дверь. Только на заднем бампере было место с чуть вздутой краской – сразу видно, что окрасили на скорую руку, но передние и задние бампера постоянно деформируются в городе от других машин и бордюров, так что это было приемлемо. Также не нашли никаких подтеков под машиной и под капотом. Цена была 45 тысяч, поэтому можно было рассматривать этот вариант дальше. Забегая вперед, скажу, что в итоге у нас получилось сторговаться на 5 тысяч (в Израиле можно торговаться всегда и везде).
Подойдя к Mazda 3 сразу поняли, почему такая низкая для этой машины цена – машина была покрашена в цвет- светло-синий металлик и поэтому было сразу заметно, что как минимум три части кузова покрашены, при этом, не особо заморачиваясь с подбором краски. Салон и торпеда были в плохом состоянии – даже не захотелось садится внутрь.
Проверка
Договорившись с дилером о времени проверки, приехали на следующий день в ближайший гараж, где делают проверки (цена проверки-500 шек). Через полчаса был получен получили результат. Все было в норме, кроме мелочей. Нужно было поменять покрышки и сделать мелкие покрасочные работы на заднем бампере. Главное, что коробка, двигатель, шасси были в хорошем состоянии. На двигатель и коробку нам позже дилер еще дал гарантию на полтора года. Стоит не забывать, что в Израиле можно и даже нужно торговаться, можно заметно снизить цену за саму машину или получить какие-то дополнительные плюшки.
Оформление
После проверки заполнили необходимые документы, нам выдали на руки технический паспорт, документы на машину, договор и ключи. Сразу же съездили на ближайшую почту, переоформили машину на мой теудат зеут (около 220 шек). На всякий случай там же проверили историю машины по штрафам и задолженностям (около 80 шек.), хотя, конечно, в договоре было прописано, что они гарантируют, что все в порядке. После этого уже перегнали машину к дому на парковку. Заодно сделав небольшой тест-драйв, так как ехать порядка 30 км.
Кстати, машины в Израиле должны проходить обязательный технический осмотр каждый год. Если вы покупаете б.у. машину, то нужно уточнить, когда было последнее ТО, возможно, вам придется делать его сразу, стоимость около 100 шек, но прежде нужно на почте уплатить еще одну мзду за владение автомобиля. В нашем случае мзда составляла 1100 шек. С этим чеком уже можно идти на ТО.
Страховка
Страховку лучше оформлять у проверенного страхового агента. Для ее оформления требуются израильские права (во всяком случае мы не нашли агента, который был бы готов застраховать машину на российские права). Без страховки ездить на транспортном средстве нельзя по закону. В случае аварии или любого инцидента с незастрахованной (даже просто припаркованной) машиной, покрытие расходов за ущерб ложится на плечи владельца автомобиля, в дополнение к этому владельцу грозит штраф и даже лишение прав в зависимости от последствий инцидента. Есть базовая обязательная страховка (битуах хова). Она покрывает ущерб, нанесенный здоровью пассажиров транспортного средства и пешеходов, пострадавшим от этого транспортного средства. Страховка покрывает все медицинские расходы, и в случае потери дохода, компенсирует до трех средних зарплат по Израилю плюс моральную компенсацию). Есть расширенные варианты:
Битуах цадгимель – компенсирует ущерб, нанесенный вашим транспортным средством чужому имуществу.
Битуах макиф – самый расширенный вид страховки. Она покрывает угон, аварию, пожар, страхование самого автомобиля и ущерба который он может принести другому имуществу. С опциями в этой страховой можно жонглировать, например, убрать угон или покрытие расходов за ущерб собственному автомобилю. При этом в страховку можно добавляет такие пункты, как езда по субботам.
От выбора страховки и опций зависит ее цена. Кроме этого на стоимость влияет возраст и стаж водителя, при этом только что подтвержденные израильские права приравниваются к только что полученным (т.е. с минимальным стажем), безаварийная езда, оснащения средствами безопасности автомобиля, и т.п. В зависимости от страхового агента можно получить скидку. Все израильские страховки идут с франшизой (т.е. с денежным участием в случае инцидента владельца автомобиля). Стоимость страховки в среднем может составлять от 3000 шекелей в зависимости от всех вышеперечисленных вариантов.
Результат
На поиск нашего автомобиля потратили около двух недель. В основном, на то, чтобы сориентироваться в рынке машин и понять, что есть в наличии по нашим условиям, что мы сами хотим и что ищем. Когда параметры поиска стали четкими, поиск пошел быстрее. Думаю просто повезло :)
Стоимость покупки:
1. Стоимость машины
2. + модификация, исправления в случае если машина бу
3. 500 шек – проверка в сервисе
4. 220 шек – переоформление на тудеазеут
5. 80 шек – проверка истории
6. 1100 (в зависимости от машины) налог на транспортное средство в собственности
7. 100 шек – официальный тех осмотр
8. Страховка ( самая минимальная от 1500 шек – цена варьируется)