Пустыня Негев, пожалуй, одно из самых загадочных мест и без того, очень загадочного Израиля. В ней скрывается столько тайн, столько историй, что мимолетно заглядывая за песчаную желтизну, всего одним глазочком, вскользь, начинаешь ощущать себя путешественником во времени или посетителем других миров. В пустыне не просто живут люди, они не мыслят своего существования без этой, на первый взгляд, бесплодной, суровой местности.
Пустыня Негев покрывает большую часть Израиля, а если точнее, то около 60% всей страны. Говоря «пустыня», я всегда представляла себе песчаные барханы Сахары. Негев же отличается от этого представления. Ее территория – это известняковые горы, на протяжении всей дороги по пустыне – от севера до юга картина постепенно меняется, и если на севере пейзажи достаточно однообразны и скудны, то к югу Негев удивляет эйлатскими горами, кратерами и марсианскими пейзажами, особенно притягательными в меняющихся солнечных лучах рассвета или заката, а по дороге есть даже лес, вполне себе цветущий, в определённое время года.
Когда едешь по пустыне в засушливые месяцы кажется, что здесь-то точно не могут жить люди, что им просто нечего будет есть и пить, но со временем, все чаще начинают встречаться поселения, деревни и даже целые города. В Негеве живет всего 10% от общего населения Израиля, но ее развитие закладывается в государственные программы и всячески поощряется. Евреи, бедуины, арабы – все они пытаются ужиться на засушливой территории. На Севере Негева проведен водопровод, что позволяет живущим там людям не только получать пресную воду, но и заниматься земледелием.
Для евреев Негев имеет большое духовное и культурное значение, с этой пустынней связаны истории из Священного Писания и факты уже нового Израиля. Даже Давид Бен-Гурион – первый премьер министр нового независимого Израиля понимал важность развития этой местности, полагая, что именно за ней будущее Израиля. Он даже отправился со своей женой на постоянное место жительства в небольшой кибуц (поселение) Сде-Бокерна возвышенности Негев, где и был похоронен, оставив после себя богато развитый кибуц и музей.
Бедуины из недр пустыни Негев. Деревня Лакия – борьба женщин за свои права
Бедуины – это группа арабских меньшинств, которая имеет свои культурные, социальные и исторические особенности. Бедуины Негева – это прежде всего кочевые племена, живущие более 5 тысяч лет на территории пустыни и упоминающиеся в Танахе. Исторически они занимаются овцеводством, ведут клановый и племенной образ жизни. Руководством каждого клана занимаются шейхи – наследственная должность, переходящая от отца к сыну. Конфликты между племенами нередко решаются самосудом и кровной местью.
Правительство Израиля ведет политику, направленную на расселение кочующих племен на оседлых территориях, давая возможность бедуинам выйти из шатров и поселиться в собственных домах, поддерживая обучение работоспособного населения и давая льготы на различные социальные и бизнес-проекты. Бедуины имеют израильское гражданство и добровольно могут служить в армии, что часть из них (около 5% от бедуинского населения) и делает успешно. Но до сих пор существуют неофициальные поселения кочующего народа, с которыми Израиль пытается бороться.
Ежегодно Израиль предоставляет подробный доклад в Организацию Объединённых наций на Международной конвенции ликвидации всех форм расовой дискриминации. Уже в 2010 году в докладе о жизни бедуинов Негева отдельное место занимало поддержание женского населения в желании получать образование и трудоустраиваться. Государство выделяет деньги на строительство центров трудоустройства, детских садов, школ в местах поселения бедуинов, чтобы дать женщинам возможность и время заниматься образованием.
Нам с Амелией удалось попасть в одну из крупных официальных бедуинских деревень – Лакия, где постепенно жизнь бедуинов меняется и, возможно, уже через 10 лет это будет совсем другая культура.
Мы встретились с женщиной по имени Худа – представительницей бедуинок – борцов за расширение социальных прав женщин в бедуинских поселениях. Худа рассказала о том, насколько сложную, опасную и многоэтапную борьбу она со своими идейными подругами ведет на протяжении всей жизни, как им было сложно приносить идеи необходимости образования, женской самореализации в закоренелую традиционную стереотипную патриархальную культуру, где до недавнего времени, женщине не разрешалось даже выйти одной из дома без разрешения мужа.
Худа рассказывает, что с 14 лет она и еще несколько подруг из ее деревни начали обучение женщин со своих матерей. Это совпало с переселением бедуинов в деревню. Женщины, прожившие всю жизнь в шатрах из козий шерсти на безграничной свободной территории, попадая в стены бетонных комнат, терялись и не знали что им там делать.
Поэтому молодые девушки обучали женщин письму, чтению и другим основам. Со временем, женщины всю жизнь вышивающие для себя, решили, что они смогут это делать на продажу и начали свое небольшое дело по производству и продвижению национальных костюмов и сувениров, вышитых вручную. С помощью благотворительных иностранных фондов и организаций, женщины деревни Лакия выставляют свои работы на международных выставках и ярмарках, представляя национальное искусство бедуинов на общественное обозрение.
Вышивка бедуинов рассказывает о ее носительнице. Традиционная одежда бедуинок из деревни Лакия черного цвета, меняются лишь цвета узоров. Например, преобладание красного цвета говорит о том, что обладательница платья замужем. Кстати, традиционное свадебное платье полностью красного цвета с головным убором, покрывающим часть лица.
Более молодые женщины продолжили обучение в университетах и колледжах Израиля и уже гордятся своими адвокатами и врачами.
Женщины деревни Лаки – это совсем другой, потусторонний мир, который нам – современным западным женщинам сложно представить. Те ценности борьбу за, которую они провели и ведут, порой, ценой собственных жизней для нас являются неотделимой частью будничной жизни. Разве можем мы представить, что современная женщина не может пойти обучаться грамоте или самостоятельно выбрать себе мужа только потому, что он является представителем другого клана. Постоянное осуждение внутри клана и поиск помощи извне – становятся для этих женщин неотъемлемой частью жизни.
Пустынные земледельцы. Фаллахи
Кроме бедуинов в Негеве живут фаллахи. Фаллахи – это группа арабов – оседлых земледельцев. Они противопоставляют себя бедуинам и даже не всегда дружат с бедуинскими кланами. Так, например, бедуинскую девушку никогда не выдадут замуж за представителя фаллахи. В отличие от бедуинских шатров, фаллахи жили в традиционных глиняных домах, где буквально была сосредоточена их повседневная жизнь – там они питались, отдыхали, держали верблюдов и другой скот.
Мы попали в деревню фаллахи Дариджат, где один из представителей деревни Джабет рассказал нам о своей личной нелегкой судьбе и судьбе своей деревни, которая всячески стремится к развитию и привлечению туристов. Он рассказал, что его деревня, в том числе и его дом, на который он копил много лет тяжелым трудом, были разрушены, ему буквально пришлось начинать строительство с самого начала.
Фаллахи угостили нас национальной едой, честно говоря, не особо отличающейся от привычной простой еды Ближнего Востока – вкусный хумус, рис с овощами, разные салаты и жареная курица, которая подавалась отдельно. Зато, что восхитило – это миндальный напиток, оказывается, он такой освежающий!
И, конечно, нас угощали кофе и чаем. Причем угощали как фалахи, так и бедуины.
Прям из настоящих Даля (кофейник с длиной ручкой). Кофе, вообще для любых арабов – очень важная часть культуры. Они заваривают очень крепкий кофе со специями и по тому, как гость ведет себя с напитком, можно понять его отношение к хозяину. Если гость отказался от напитка, то это оскорбление, а если не притронулся к уже приготовленному кофе, то знак, что гость пришел сватать дочь хозяина. Если хозяин наливает стакан с кофе до краев, то это значит, что он хочет, чтобы гость убирался. Вот такой язык кофе.
Вообще, конечно, побывать в таких деревнях в самом сердце пустыни – это прекрасный опыт. Он позволяет задуматься над многосторонностью жизни и представить, что ежедневно люди сталкиваются с такими проблемами, о которых мы даже не задумываемся. Таких, как свобода действий или просто защита собственного дома. И как бы противоречива не была политика, и какие бы причины не подвигали людей не понимать друг друга, в такие моменты гостеприимства начинаешь понимать как интересна жизнь человека.
comments powered by HyperComments